Стартап как диплом
Программа «Стартап как диплом» (Далее – СКД) была запущена еще в далёком 2017 году была запущена в Дальневосточном федеральном университете и проходила свой долгий путь по распространению в большое количество Российских ВУЗов. Сегодня поговорим о том, как это реализовано на сегодняшний день в РЭУ им. Г.В. Плеханова.
В 2022 году произошло знаковое событие для первого экономического университета России – перезагрузка Бизнес-инкубатора и внедрение его в новую структуру Плехановки – Управление цифровой трансформации. Теперь развитием студенческого научно-технологического предпринимательства занимается квалифицированный штат сотрудников, состоящих не только из бизнес-экспертов, а также и технические специалисты с большим опытом в сфере IT-разработок.
Так что же там с Программой «Стартап как диплом» или как её ещё называют выпускная квалификационная работа в формате стартапа (ВКРС). Если до осени 2022 года с написанием ВКРС возникало много вопросов и трудностей, то сейчас для студента выстроена целая цепочка, состоящая из Высших школ, Бизнес-инкубатора и платформы поддержки научно-технологического предпринимательства HIVE. Теперь студенту 1-5 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры нужно подать свой проект на сайт hive.rea.ru и написать заявление на написание такого диплома. После этого со студентом начинает работать научный руководитель с кафедры обучающегося, а также консультанта из Бизнес-инкубатора РЭУ, который сможет подсказать в случае каких-либо вопросов по бизнес-плану в процессе написания СКД.
Структурно СКД выглядит как обычный диплом, который пишут все студенты, но наполнение, конечно, отличается кардинально. Например, в вводной части ВКРС выпускник пишет, не теоретическую информацию по теме, а расписывает всю информацию про свой стартап: цели и задачи стартапа, горизонты расчета, наличие интеллектуальной собственности и т.д. Во второй главе речь уже будет идти о более подробном толковании своего продукта. То есть, проводится полный анализ рынка, описание бизнес-модели, маркетинговая составляющая, производственный, финансовый и организационные планы, должны быть проработаны все риски и тому подобное.
Заключение состоит из результатов коммерциализации продукта (если они имеются), а также перспективы развития стартапа на ближайшие пару-тройку лет. То есть такая же проработка предложений и результатов, как и в обычном дипломе, что позволяет не так сильно уходить от классических установленных стандартов.
Встает вопрос: а в чем интерес преподавателя подстраиваться под новые форматы написания ГИА в формате СКД? И об этом в РЭУ им. Г.В. Плеханова позаботились. За каждую курированную ВКРС научный руководитель получает баллы к своему внутреннему рейтингу, который увеличивает его преференции. И благодаря тому, что написание СКД дает возможность обоим сторонам этого процесса получать то, что нужно. Студент может применить полученные теоретические знания на практике, при этом разрабатывая свой собственный продукт. Преподаватель расширяет свою базу навыков и получает дополнительные бонусы внутри. А государство таким образом получает развитие научно-технологического суверенитета.