Модель развития детского и молодежного предпринимательства:
ФГБОУ ВО «РЭУ им Г.В. Плеханова» является одним из ведущих национальных вузов в сфере развития предпринимательского образования, экспертом в данной области на уровне высшего и дополнительного профессионального образования. По данным исследования предпринимательских университетов и бизнес-школ аналитического центра «Эксперт», в 2020 году Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова занял 4 место, а в 2021 году уже 2 место в рейтинге по критерию «Количество стартапов, созданных выпускниками экономических специальностей».
По данным агентства «Интерфакс» в рамках проекта «Национальный рейтинг университетов» программы бакалавриата и магистратуры по предпринимательству РЭУ им Г.В. Плеханова уверенно входят в первую десятку, а по критерию «Число стартапов, защищенных в качестве дипломов в 2020» Университет занял верхнюю строку рейтинга.
С 2019 года РЭУ им. Г. В. Плеханова активно включился в развитие молодежного предпринимательства на самых ранних возрастных ступенях и на данном этапе является экспертом в области школьного предпринимательского образования.
В 2021 году в Университете разработана и утверждена Программа научно-методического и методического обеспечения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – Программа), а также Дорожная карта. Концептуальная модель реализации Программы включает три ступени реализации на уровне 10-11 класса, 8-9 класса, 5-7 класса и определяет цели, задачи и основные мероприятия, направленные на повышение качества общего и среднего образования в результате формирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов в сфере предпринимательской деятельности у детей и молодежи а также расширения возможностей ранней профилизации и предоставления подрастающему поколению возможностей предпрофессионального обучения предпринимательству на ступенях средней и старшей школы.
С целью формирования у подрастающего поколения базовых компетенций, необходимых в своевременном мире, и решения национальных задач экономического развития в рамках реализации Дорожной картой. Идеология Программы заключается в создании во всех образовательных организациях (школах) возможности обучению основам предпринимательства и проектному управлению, что будет способствовать стимулированию предпринимательского мышления у подростков и выведению лучших школьных проектов на уровень состоявшихся стартапов. Целевая модель реализации Программы предполагает интеграцию общего и профессионального образования, создание единой системы, аккумулирующей усилия как образовательных организаций и вузов, так и представителей бизнес – сообщества, финансовых институтов в части создания открытости и понятности маршрутов, по которым можно направить одаренного школьника, разработавшего проект, для его доработки и доведения до бизнес-проекта, посевной стадии и дальнейшего привлечения финансирования.
Программа обеспечивает на базе ресурсов вуза и открытых городских площадках выявление талантов и поддержку детской и молодежной одаренности, способствует ранней профилизации и формированию непрерывной образовательной траектории в направлении развития предпринимательских компетенций.
Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение предпринимательского образования школьников
при поддержке РЭУ им. Г. В. Плеханова ((разработано авторами)
Программа предпрофессионального образования «Предпринимательский класс» основывается на образовательном стандарте проекта «Предпринимательский класса в московской школе», федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и элементах содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент в части базовых профессиональных компетенций. Программа предпрофессионального образования «Предпринимательский класс» обеспечивает системную комплексную подготовку будущих предпринимателей и охватывает урочную и внеурочную деятельность, а также комплекс просветительских мероприятий для школьников и учителей (рис. 3).
На городском уровне Программа направлена на поддержку проекта предпрофессионального образования «Предпринимательский класс в московской школе». Развитие проекта «Предпринимательский класс в московской школе» позволяет воспитывать будущих предпринимателей, развивать навыки предпринимательской деятельности начиная с довузовского образования, реализовывать предпринимательские проекты, и концентрировать вокруг себя сеть компаний-партнеров, бизнес-акселераторов, технопарков, общественных и профессиональных организаций, способствуя сетевому взаимодействию между научными, общественными и государственными структурами, организациями реального сектора экономики.
Всего в России в 2022 году на малых и средних предприятиях (МСП) трудятся 25,2 млн. человек. Это примерно треть от общей численности рабочей силы, по данным Росстата ее количество — 74,5 млн. человек. За год персонал таких компаний стал больше на 2 млн. человек. В стране насчитывается 3,5 млн. индивидуальных предприятий (рост за год на 180 тысяч), а самозанятыми стали почти 3 млн. человек (рост на 1,9 млн).
В условиях быстроменяющихся технологических и цифровых преобразований вопросы развития предпринимательства неразрывно связанны с постоянным профессиональным развитием специалистов в этой сфере деятельности.
Отсутствие системного подхода при подготовке предпринимателей на всех уровнях направлений подготовки, ориентира на формирование базисной модели профессиональных компетенций, идентификация профессии «предприниматель» на рынке труда сильно тормозит развитие предпринимательской активности.
Таким образом, в 2023 году одной из приоритетных задач системного развития и реализации непрерывной образовательной траектории между школой и вузом будет являться разработка федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Предпринимательство», позволяющей осуществить плавный переход из предпрофессионального образования в школе в систему высшего образования по идентичному образовательному направлению.
Авторы: Быкова Ольга Николаевна
д.э.н., профессор, профессор ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»
Елина Ольга Александровна
к.э.н., доцент, доцент ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»