Искусственный интеллект в предпринимательстве – хайп или необходимость?
Автор: Сергей Ярушев (доцент кафедры информатики, к.т.н.)
Сегодня все больше и больше компаний из разных сфер бизнеса внедряют в свою деятельность различные решения на основе искусственного интеллекта (ИИ). Для одних это обычная необходимость, для других это возможность выделиться из толпы и показать всем, что они тоже в тренде. Какие возможности открывает искусственный интеллект для компаний?
Сфера искусственного интеллекта в последние несколько лет развивается так же молниеносно, как это было когда-то с развитием и внедрением web-сервисов и мобильных приложений. Сегодня сложно найти успешную компанию, у которой нет собственного сайта или мобильного приложения. Вот только несколько сфер, в которых ИИ уже довольно успешно используется.
• Торговля – ИИ идеально подходит для анализа спроса, прогнозирования продаж, персонализации программ лояльности. К примеру, российская компания X5 Retail Group внедряет технологии ИИ для анализа больших данных, чтобы максимально персонализировать сервисы для своих покупателей, за счет прогнозирования интересов покупателей, анализа их поведения и выявления новых потребностей
• Медицина – выявления влияния окружающей среды на здоровье человека, персонализированная медицина, автоматическая диагностика заболеваний, рекомендательные системы для врачей
• Банкинг – роботы на основе нейронных сетей работают в кол-центрах, управление рисками, прогнозирование, автоматический анализ кредитоспособности клиентов.
• Информационная безопасность – выявление угроз утечки данных, анализ поведения пользователей
• Сельское хозяйство – умные датчики для полива или внесения удобрений для растений
• Логистика – оптимальное построение маршрутов, управление закупками, анализ состояния транспорта
• Развлечения – рекомендательные системы, подбор фильмов в online-кинотеатрах, составление плей-листов. Компания Netflix заплатила $1 млн разработчику алгоритма, который прогнозирует предпочтения пользователей на основе предыдущих просмотров, алгоритм анализирует данные пользователей и помогает делать рекомендации по фильмам. С помощью алгоритма Netflix экономит $1 млрд в год на удержании клиентов.
И это только малая часть, с которой успешно справляется искусственный интеллект в сфере бизнеса. К примеру, ИИ давно и очень успешно применяется для разработки систем поддержки принятия решений, которые используются в дальнейшем высшим руководством компаний для построения долгосрочных стратегий развития бизнеса, анализа текущей ситуации в компании, а также для анализа деловой репутации компании. Сейчас очень активно развиваются алгоритмы анализа отзывов о компании в социальных сетях. Нейронная сеть сама анализирует все отзывы и дает свой отчет – положительный отзыв, отрицательный, показывает его эмоциональную окраску и поможет сделать заключение на основе анализа всех отзывов, каков уровень удовлетворенности клиентов компании на данный момент.
В заключении стоит отметить, что искусственный интеллект все больше и больше закрепляется в нашей жизни. Сами не зная того, мы время от времени имеем дело с ним, общаясь с голосовым помощником Сбербанка, когда разблокируем свой iPhone с помощью Face ID или даже когда мы просто используем карту лояльности в магазине, искусственный интеллект тем временем анализирует наши покупки и подбирает для нас наиболее интересные предложения.