Ставь цели. Мечтай. Люби деньги.
Интервью с основателем Promobot Олегом Кивокурцевым
Олег Кивокурцев посетил РЭУ им. Г.В.Плеханова с лекцией о своей компании «Промобот», которая экспортирует «самого известного робота России» в 42 страны мира и являясь обладателем звания «Компания-экспортёр года», «Промобот» является крупнейшим представителем в своей нише на территории России, Северной и Восточной Европы. Резидент инновационного центра «Сколково» с 2015 года.
И редакция журнала HIVE смогла задать несколько вопросов Олегу про студенческое предпринимательство.
На что стоит обращать внимание при наборе команды?
В первую очередь на компетенцию.
Как правило, любой стартап – это несколько направлений. Всегда нужны специалисты в разных направлениях, например в робототехнике. Чтобы успешно реализовать проект нужно обладать знаниями в области программирования, электроники, механике, ну и конечно в области построения бизнеса.
Последнее – зачастую самое главное, поскольку какой бы не была инженерная команда, если нет специалистов, которые понимают как продать, кому предложить, где взять деньги, то, к сожалению этот проект обречен на провал. Ну и второй, конечно же, на адекватность и на целеустремленность фаундеров, поскольку многие фаундеры не хотят быть предпринимателями, они хотят стабильно зарабатывать определенную зарплату, а в стратегии это недопустим. Стоит понимать, что в первое время денег будет очень мало, либо их не будет вообще, либо придется вкладывать свои деньги и те, кто это не понимает, их нужно сразу распознать и в команду не брать. Люди должны уметь идти на риск, что обязательно нужно, видеть в фаундерах –определенный азарт. Ну и обязательно трудолюбие. Нужно понимать, что на первоначальном этапе все придется делать самим, поскольку не будет денег, некого нанять и, как раз таки должны быть такие бизнес-партнеры, которые могут работать и днем, и ночью, и на выходных, независимо от того есть ли у них семья, дети, обязательства. Стартап требует полной отдачи, иначе успеха ожидать не стоит.
Олег, скажите, какие цели вы ставили для себя в начале своего пути?
У меня было несколько целей. Первая — всегда мечтал продавать российское оборудование на экспорт. Меня расстраивало, что большинство вещей, которые нас окружают, созданы не в России и мне очень хотелось делать валютную выручку. Второй целью было создание высокотехнологичного продукта, поскольку традиционный бизнес — это, конечно, хорошо, но интереснее всего заниматься созданием чего-то нового, быть пионером, именно тогда ощущается причастность к чему-то большому. Третьей целью было конечно же создание высокотехнологичного и высокоэффективного предприятия, которое генерировало бы выручку и сделало бы основателей богатыми. Заключительная цель, которую я преследовал, была реализация в робототехнике, поскольку это направление исключительное, не было широко представлено на тот момент на рынке и хотелось преуспеть именно в нем, а также мне всегда нравились роботы. Собственно, комплекс этих задач и целей привели меня именно в этот рынок и в эту нишу, о чем я ни разу не пожалел.
Можно делать все одному или эффективнее объединять усилия?
Можно все делать самому, но как правило – один в поле не воин.
Все зависит от отрасли и специфики и ниши. Редко, когда один человек объединяет в себе все компетенции. Редко когда человек может быть и продажником, и разработчиком. Поэтому, лучше всего набирать команду или быть готовым платить зарплату другим людям, чтобы реализовать проект.
Пользовались ли вы Бизнес-инкубаторами во время своего студенчества?
В период моего студенчества бизнес-инкубаторы были развиты достаточно хорошо. Сейчас я также вижу подъём. В период моего старта 2011-12-13 в моём родном ВУЗе Пермском политехе был Бизнес-инкубатор, а я был его резидентом. Совместно с командой мы использовали все возможные инструменты, которые нам давал ВУЗ и другие институты. Также я активно участвовал в деятельности Бизнес-инкубатора Ньюф Шеф в Перми. У нас там есть филиал и руководителем Бизнес-инкубатора был Андрей Хусид. Это основатель компании Miro. Сегодня эта компания является единорогом с её стоимостью выше, чем у Яндекса. Совместно со мной в Бизнес-инкубаторе существовали такие крутые проекты как Red Quest, PLAYKEY, Macroscop. Сегодня у этих компаний выручка переваливает за 200 млн руб и работают они по всему миру в общем. В общем и целом, для меня это была очень полезная практика порботать в Бизнес-инкубаторе, как в части коммьюнити, так и в части практических знаний, нетворкинга. И если бы снова пришлось там побывать, то я бы с радостью прошел этот путь с современными Бизнес-инкубаторами. Я бы всем рекомендовал обязательно пользоваться этой инфраструктурой.
Как убедить инвестора, чтобы он дал тебе денег на развитие?
На самом деле все довольно просто. В первую очередь должны быть закрыты компетенции в команде. То есть инвестор должен видеть, что вы сделаете всё о чем говорите. Второе вы должны быть нацелены на сбыт результата. Вы должны понимать продадите и как. В третьем в идеале у вас должна быть определенная выручка и понятные инструменты масштабирования. Если эти 3 составляющие в вашем проекте есть, то убедить инвестора шансы очень высоки.
Как вам удается концентрироваться сразу на нескольких проектах?
В первую очередь, самый главный инструмент – это делегирование, необходимо уметь правильно ставить задачи своим сотрудникам, чтобы максимально не погружаться в операционную деятельность. Второй момент – это распределение времени. Стоит правильно рассчитывать своё время для того, чтобы успеть проверить как дела в разных проектах. Третье – это опыт. С опытом ты учишься фокусировке, учишься воспринимать источники информации абсолютные из разных места и видеть самое важное.
Пару советов для студентов?
Первое – полюбите деньги. Многие думают, что большие деньги — плохо. Нет, это всегда хорошо. Это самая лучшая метрика эффективности любого проекта и самый лучший инструмент для достижения целей во всех отраслях. Это должны понимать все и деньги обязательно нужно зарабатывать для своего проекта. Если проект не нацелен на это – то, к сожалению, он обречён на проигрыш. Вторым советом является то, что не надо бояться внешних обстоятельств. Не бывает идеального времени и идеального места, когда стоит начать бизнес. Нужно начинать здесь и сейчас и ничего не ждать, чем раньше начнёте, тем быстрее заработаете. Третье – студенческий возраст самое лучшее время для того, чтобы попробовать реализовать проект. На данном этапе у вас нет сторонних обременений, например, семьи или ипотеки, и сейчас вы можете попробовать запустить бизнес и потерпеть неудачу, для вас это будет намного проще, чем потерпеть неудачу в 30 лет, когда уже есть обязательства, поэтому действуйте и ничего не бойтесь. Четвертый совет – конечно же помните о команде. Один в поле не воин, команда — это залог успеха проекта. И пятое – учитесь продавать. Это самый важный навык, который пригодится как в предпринимательстве, так и в обычной жизни. Продажи – это умение отстоять свою точку зрения и убедить человека сделать действия, которые нужны вам в данный момент. Это может быть, как покупка, так и новые контакты. Учитесь продавать как онлайн, так и офлайн, обязательно подходите к людям, которые могут быть вашим целевым клиентом и питчите свой продукт и тогда у вас все получится. Многие стесняются продавать, думают, что подойдут к незнакомому человеку, а он подумает как-нибудь плохо. Вообще не задумывайтесь об этом, наоборот – тот, кто активно двигается и предлагает, он всегда на виду, к таким даже больше уважения.
Продавайте.